Украшением Куриловской усадьбы была и остается церковь Благовещения, построенная в 1695 году Г.И. Головкиным. Родственник царицы Гавриил Иванович построил храм в стиле так называемого «нарышкинского» барокко, широко культивируемого в конце XYII века близкими семье царя.

Аналогом этому храму является церковь Сергия Радонежского в с. Могутово (1693 г.) под Нарофоминском, построенная Петром Авраамовичем Лопухиным (Большим) по прозванию Лапка. Он был дядей первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Первоначально церковь Благовещения представляла собой симметричную композицию, вытянутую с востока на запад, с равновеликими алтарем и трапезной, фланкирующими основную вертикаль храма, состоящую из трех убывающих восьмериков на чуть вытянутом четверике. Декоративный основной элемент - красивые наличники окон и дверей в виде колонок-дудочек, завершенных карнизом с разорванным фронтоном. По углам всего здания также колонки-дудочки. Все декоративные элементы белого цвета на светло-розовом фоне стены. Крыша зеленого цвета.

Интересно архитектурное решение алтаря храма. Снаружи алтарь имеет прямоугольную форму, но внутри сохранилось традиционное трехапсидное членение, хотя и слабовыраженное. То есть, несоответствие внешнего вида внутреннему - налицо новые веяния. Небо алтаря представляет собой вытянутый с севера на юг лотковый свод, прорезанный с востока вышеупомянутыми апсидами.

Река Нара

 

Михаил Петрович Волконский построил отдельно стоящую (к западу) колокольню в 1776 г. и расписал интерьер в «итальянском вкусе». Колокольня трехъярусная с длинным шпилем, на который поднимали флаг, когда хозяин посещал свои владения.

Через сто лет, в 1874 г. трапезную расширили на одно окно (на запад). Заложили хоры. Храм стал асимметричным. Цоколи в XIX веке были вычищены маломерным кирпичом, стены и выступающие детали побелены, форма деталей была искажена, некоторые проемы перетесаны.

С этого года настоятелем храма стал Александр Александрович Селезнёв (1835-1887 гг.), сменивший о. Александра Скворцова. Помощником настоятеля был Тихомиров Александр и два псаломщика в сане дьячка -Розанов Семен и Лоренцо Семен.

В начале XX века прихожане принимали активное участие в украшении своего храма и делали в него значительные вклады, за что получали архипастырское благословение.

Крупные работы в храме были и в начале XX века. Пол собственно церкви выложен метлахской плиткой бельгийской фирмы Villeroy & Boch (Люксембург, с 1748 г. и поныне действующая). Интерьер храма «украсил стенной живописью» староста церкви Иван Васильевич Горшков в 1916 г.

В эти годы настоятелем храма был о. Дмитрий Луневский. В малолюдном и бедном приходе, при отсутствии церковных капиталов, он в течение нескольких лет вёл работы по обновлению храма. Настоятель неоднократно получал за свою активность Архипастырское благословение, а в 1910 г. Государь Император удостоил о. Дмитрия орденом Св. Анны 3-й степени.

Ныне от прежней росписи остались фрагменты орнаментов и несколько изображений: на западной стене в верхней части четверика с южной стороны «Ветхозаветная троица», а с северной - «Сошествие Св. Духа». На южной стороне в простенках верхнего света святые: Василий Великий и Екатерина, а на северной Иоанн Златоуст и Александр Невский. Над входными дверями по три святых с той и другой стороны. Из них определены только св. Наталья и св. Пафнутий епископ Иерусалимский.

На парусах четверика изображены четыре евангелиста. В трапезной, на западной стенке в южной части неплохо сохранились изображения сюжета «Христос и дети». К сожалению, от фигуры Христа уцелели только колено и рука Господа на голове у ребенка.

В 1937 г. колокольня горела от грозы, а уже в следующем году 4-5 декабря разобрали верх храма. В здании сделали склад, потом столовую, а в доме притча - правление колхоза, а затем школу.

В 1980 г. церковь осматривали для составления паспорта и только в 2000 г. началось ее восстановление инициативой группой.

Много полезного для нашей страны и конкретно для нашего края сделали потомки этого священника. Младший сын Николай (1882-1951), кроме духовного получил и светское образование, став заслуженным врачом Казахской ССР. Средний сын - Сергей (1884-1972) преподавал в Калужской духовной семинарии, потом был учителем географии в Куриловской школе. В мае 1939 г. он был награждён орденом трудового Красного Знамени, проработав к тому времени в школах 38 лет. В 19 ? г. Сергей Александрович Селезнёв за успехи в обучении и воспитании молодёжи награждён орденом Ленина.

Старший сын - Алексей в 1894 году уехал в Париж и стал основателем франко-бельгийской ветви Селезнёвых, чьи потомки не забыли своей прародины и не жалеют сил и денег на восстановление храма, в котором служил Богу и народу их пращур.

Храм находится на правом высоком берегу реки Нары и целиком просматривается с южной стороны от дома господ. Красивый ракурс в три четверти открывается из-за поворота с восточной стороны. Другие точки зрения обозрения, - снизу, из-под горы или издалека.

По обычаю были захоронения и около церкви Благовещения. В памяти народной осталось надгробие владелицы  села Краснопольской Марии Андреевны. Это был по моде того времени черный мрамор размером 1x2 м с надписью на нем: «Жития ей было 41 год». Надгробие лежало на южной стороне церкви. Сейчас оно находится где-то на территории военного городка.

Барская усадьба располагалась на краю парка. Это был двухэтажный каменный дом с верандой посередине, к которой вела лестница от храма. С другой, южной, стороны был пандус, по которому подъезжал экипаж сразу к дверям дома. К середине сосново-липового парка сходятся радиальные линии, пересекаясь в одной точке. Линии отмечены рядами лип.

В восточной части парка сохранился кирпичный грот, в котором жены господ прятались от грозы за тяжелыми дубовыми дверьми. На верху грота была оркестровая площадка с беседкой, откуда, очевидно, обозревали окрестности. В парке были выкопаны небольшие пруды с островом посередине.

 

     
Hosted by uCoz